Адвокаты бывают разные. Есть среди них такие, которые берутся за любую работу, лишь бы быть при деле. А есть и такие, к которым выстраивается очередь. Последние берутся, конечно же, за самые громкие дела, обеспечивая себе тем самым любовь публики, хорошие знакомства и высокий заработок. В чем кроется секрет их успеха? Тут, конечно, можно смело указать на высокий профессионализм таких адвокатов, однако, это еще не все. Оставаться «на волне» таким специалистам помогает и хороший PR. Да, вы все правильно поняли.

О том, как правильно презентовать себя обществу, не нарушая «Закон об адвокатской деятельности», нам поведал член Клуба «PRшы» - Ерлан Аскарбеков. Его личный рекорд по маркетинговой эффективности - превращение бюджета в $100,000 в доход равный $20 млн. ежегодно. Личный рекорд по PR - это 14 телекамер на ивенте, 110 телесюжетов + сотни дней бесплатного проката теле- и радио роликов в год. И личный рекорд по работе с государственными органами - создание рынка с доходом в $110 млн. в год, успешно действующий уже 8 лет.

MAITRE: Зачем адвокату необходим PR?

Ерлан: В Казахстане примерно 4 тысячи адвокатов, не имеющих территориального или уровневого (как в Британии) ограничения и 20 тысяч юристов, также претендующих на адвокатский пирог. В консалтинговой отрасли действует закон Паретто в ужесточённой форме - 10% игроков поглощают 90% рынка. Т.е. 400 адвокатов и две тысячи юристов делят 90% всего рынка. Представьте, какая это конкуренция за ВИП дела. Как непросто быстро, в условиях стресса клиенту найти нужного по профилю адвоката. Как он делает на самом деле этот выбор? Есть ли у него или его близких время, чтобы долго анализировать, ходить на переговоры? Нет, и вот тут и срабатывает накопленная годами репутация. Поэтому PR нужен не любым адвокатам, а самым лучшим. А также всей отрасли, для продвижения общих интересов. Общество только выиграет, если адвокатская профессия станет цивилизованней и прозрачней.

MAITRE: Какие формы адвокатской рекламы существуют?

Ерлан: Закон об адвокатской деятельности и профессиональный Кодекс очень сильно ограничивают адвокатов. Можно разве что их клиентам оставлять хорошие отзывы, но на независимых площадках. Основная форма именно рекламы, а не PR - это вебсайт конторы или адвоката. Разумеется, это всего лишь визитка, не дающая сама по себе никакого особого преимущества.

MAITRE: Какие маркетинговые приемы на сегодняшний день используют отечественные адвокаты?

Ерлан: Интересный тренд, начавшийся год с лишним назад - это активность в Фейсбуке. Это, прежде всего, Михаил Кленчин, это Джохар Утебеков, это Жангельды Сулейманов в Алматы. Это Анатолий Утбанов и Хамида Айткалиева в Астане.

В Петропавловске есть Сергей Сизинцев, вот уже 12 лет он ведёт очень полезный интернет-ресурс, где собрано уже тысячи статей. Это огромный труд и, соответственно, его бизнес-актив.

Хамида Айткалиева и Михаил Кленчин выступают в прайм-тайм на телешоу про суд. Это очень сильный PR. Честно, даже не мечтаю, чтобы что-то подобное было и у меня))

MAITRE: На каком уровне находится PR адвокатов в нашей стране?

Ерлан: Можно сказать, что те, кто является лидерами в этом ремесле, уже поняли всю критичность пиара и маркетинга, и всячески повышают свою компетенцию. Но это очень малое количество. Это и есть истинные лидеры отрасли. За ними, постепенно сдвинется и масса из тысяч и тысяч адвокатов. Тренд общества налицо - казахстанцы в большинстве хотят решать свои конфликты в судах, а не преступными методами. И это очень хороший, очень важный тренд. Поэтому чем быстрее сами адвокаты осознают, что общество к ним уже повернулось (посмотрите, сколько лайков, комментариев и репостов в Фейсбуке у вышеназванных адвокатов!), тем быстрее они потянутся к этим бизнес-технологиям. Проблема не в технологиях или скорости их освоения - проблема всегда только в клиенте, в его зрелой готовности расти над собой сегодняшним, выходить из тёплой, грязноватой и ленивой "зоны комфорта"

MAITRE: Какие рекламные ходы зарубежных адвокатов могут позаимствовать казахстанские специалисты?

Ерлан: Прежде всего, это лендинг-пейджи и контекстная реклама. Затем, нужны высококачественные ежегодные исследования силами Республиканской коллегии, и доступные всем действительным обладателям лицензии. Затем, это законодательное ограничение допуска к любым делам, привилегии должны быть только у обладателей лицензии. Каждая контора и каждый профессионал должны также всячески развивать своё паблисити, т.е умение создавать о себе и своих делах позитивные и нейтральные публикации в СМИ, не платя ни копейки в отделы рекламы. Наконец, необходима большая просветительская работа, ликбез и для элиты, и для рядовых казахстанцев. Необходимо приучать людей, что вообще нужно решать конфликт только в правовом поле, как это правильно делать. Для этого есть много возможностей. Это и кино, и ТВ, и даже комиксы, и учебники.

Ерлан Аскарбеков, PR-специалист, член Клуба «PRшы».