Чем известнее адвокат, тем больше людей обращаются к нему с серьезными проблемами. А чем серьезнее проблема, тем больше денег готовы заплатить люди за её решение.

О том, что такое юридический маркетинг и зачем он нужен, мы поговорили с Вадимом Горжанкиным, основателем агентства юридического маркетинга «Красное Слово».

— Что такое юридический маркетинг, и кто является потребителем ваших услуг?

— Юридический маркетинг — это комплекс мероприятий, направленный на привлечение нового потока клиентов и удержание существующих. Этот маркетинг называется юридическим по той простой причине, что он учитывает многочисленные нюансы юридических услуг, что делает маркетинговые мероприятия более эффективными. Кстати, если говорить о специализации маркетинга, то он бывает не только юридическим, но и медицинским, туристическим, автомобильным и т.д. Так же как адвокаты бывают налоговыми, уголовными и т.д. Каждый должен специализироваться на своем деле. Специализация — верный спутник профессионализма.

Если говорить о потребителях юридического маркетинга, то, согласно нашей практике, это практически все участники юридического бизнеса: адвокаты и адвокатские образования, многопрофильные и специализированные юридические центры, нотариальные конторы, аудиторские, бухгалтерские и оценочные компании.

— Почему Вы решили заняться юридическим маркетингом?

— Изначально я не планировал заниматься юридическим маркетингом, да и вообще не слышал такого словосочетания - «юридический маркетинг». Просто в начале своей карьеры я стал директором по рекламе и PR московской аудиторско-консалтинговой группы компании «АИП». Именно там я на практике познакомился с многочисленными особенностями эффективного продвижения юридических услуг. На тот момент какой-либо информации по юридическому маркетингу в России не было, приходилось все постигать исключительно на практике. Впоследствии, уже оставив компанию «АИП», я основал свой бизнес — коммуникационную группу «Красное Слово». Наряду с клиентами из самых разных отраслей ко мне стали приходить со своими проблемами и участники юридического бизнеса, которые быстро заметили мои познания в продвижении юрбизнеса на уровне, который тогда был уже намного выше среднего. В результате, когда юристы и адвокаты стали обращаться ко мне регулярно, я принял решение открыть специализированное подразделение в структуре коммуникационной группы — этим подразделением стало агентство юридического маркетинга «Красное Слово», которое успешно работает и сегодня.

— Действительно ли адвокатам необходим юридический маркетинг?

— Всё зависит от личных амбиций того или иного адвоката. Есть адвокаты, которым многого не надо. Их устраивают редкие рядовые клиенты, помноженные на скромные заработки. Поэтому таким адвокатам юридический маркетинг не так уж и нужен. Юридический маркетинг нужен тем адвокатам, которые хотят сделать карьеру, получать солидные гонорары от солидных клиентов, пойти в политику или, как минимум, иметь стабильный приток клиентов, благодаря которому можно быть твердо уверенными в завтрашнем дне.

— К Вам чаще всего обращаются начинающие адвокаты?

— Чаще всего обращаются адвокаты, которые хотят сделать успешную карьеру. Как известно, если у адвоката нет имиджа авторитетного профессионала, к нему не очень охотно обращаются для решения той или иной серьёзной проблемы, а решение серьёзной проблемы, как известно, оплачивается хорошо. На пути построения имиджа мы оказываем весь комплекс услуг: разрабатываем концепцию позиционирования адвоката, делаем фирменный стиль, организуем фотосессию, делаем персональный сайт, обеспечиваем различные виды рекламы, оказываем поддержку в социальных сетях, ну и конечно же, пиарим адвоката в прессе и на телевидении.

— Каждого адвоката можно «раскрутить», сделав его известным?

— Как показывает практика, не каждого. Имеет смысл вкладывать средства в своё продвижение тем специалистам, у которых есть потенциал, кто является профессионалами своего дела, пусть даже на момент старта маркетинговой компании они еще малоизвестны. Кроме того, не стоит забывать, что формирование имиджа — процедура долгосрочная. Здесь уместно сравнение с занятием бодибилдингом. Если вы будете посещать спортзал пару месяцев, то вряд ли станете обладателем восхитительного тела. Только упорная и систематическая работа предопределяет конечный успех. Посещать спортзал надо не только год-два, но и 3 раза в неделю. Так же и в юридическом маркетинге — только долгосрочная и систематическая работа может гарантировать хороший результат.

— Можете ли Вы назвать каких-либо адвокатов в Казахстане, которые правильно продвигают свои услуги?

К сожалению, на сегодня я не знаком с ситуацией на рынке юридических услуг Казахстана настолько, чтобы выступать экспертом по этому вопросу. В будущем я собираюсь посетить Казахстан с тренингами по юридическому маркетингу. Если планы сбудутся, мне удастся ближе познакомиться с рынком юридического бизнеса Казахстана, и тогда я с удовольствием приглашу Вас на своё мероприятие и обязательно отвечу на этот вопрос.

— Какова цена услуги по продвижению юридического бизнеса?

— Качественный юридический маркетинг не может стоить дёшево, поскольку в рамках того или иного проекта необходимо задействовать талантливых фотографов, стилистов, дизайнеров, журналистов и других специалистов, услуги которых по объективным причинам не могут стоить дёшево. Для тех, кто не готов сразу вкладываться по полной программе, мы предлагаем бюджетные тренинги по юридическому маркетингу, посетив которые или прослушав в режиме онлайн, можно узнать много полезной информации.

Есть юридический вопрос?